Рай для бизнеса

Количество эмигрировавших из России трудоспособных граждан в 2012 году достигло уровня конца 1990-х. Российская экономика находится на грани рецессии, а противостояние оппозиции и власти только обостряется. Но куда покупать билет? Где найти рай для бизнес-эмигрантов?

Рабочий день владельца строительной фирмы из Башкирии с годовым оборотом в два десятка миллионов долларов повторялся в точности несколько лет. Одни и те же проблемы и заботы изо дня в день, из месяца в месяц и так на протяжении шести лет, до начала экономического кризиса 2008-2012 года. Проблемы в мировой экономике нарушили привычный ритм, но лучше от этого не стало: клиенты стали «замораживать» проекты, а новые заказчики практически не приходили.

За два следующих два года бизнес не восстановился. В январе прошлого года предприниматель уехал отдыхать во Вьетнам. И там остался.

В прошлом году из страны уехали более 123 тысяч граждан, а годом ранее официальное ведомство насчитало примерно 36 тысяч эмигрантов. Причем на 92 % увеличилось число уехавших в страны дальнего зарубежья.

Но статистика лукавит, так как считает только тех эмигрантов, которые выписались из квартир. Так что официальной статистики нужно умножать как минимум на десять, а то и на двадцать.

Многие эмигранты сознаются, что уезжают не столько из России, сколько куда-то, где созданы лучшие условия для бизнеса и жизни.

По данным Росстата, новую жизнь россияне в последнее время пытались начать в основном в Америке и Европе. В 2010 году примерно 81% от общего числа перебравшихся в дальнее зарубежье выбирали именно эти направления, а в 2011-м — 78%. Но в прошлом году неожиданно произошел кардинальный сдвиг в настроениях: страны Евросоюза и Америки выбрали только 47% уехавших за рубеж, при этом доля перебравшихся в Африку выросла в четыре раза до 5,6%, а в Азию — в три раза, до 46%.

Фаворитным направлением для российских эмигрантов в 2012 году стал Китай — 4,4 тысячи человек. И это примерно пятая часть от общего числа эмигрировавших в дальнее зарубежье.

Экономический кризис в еврозоне бушует не первый год. И в США дела в экономике далеки от идеала. Российские эмигранты поняли, что развитые страны еще нескоро выйдут из кризиса. Но последствия кризиса — это не единственные проблемы, с которыми сталкиваются бизнес-эмигранты в европейских странах.

Так, правовая система, которая регулирует получение вида на жительство в Германии бизнес-эмигрантами, несовершенна. Вместо норм и актов, закон о пребывании содержит понятия, вроде «экономический интерес Германии», «жизнеспособность», «успешность», «региональные потребности». Власть чиновника над бизнесменом безгранична: он может принять абсолютно любое решение— от разрешения на получение гражданства до отказа на выдачу ВНЖ.

Экономическая ситуация в Еврозоне обсуждается из года в год, начиная с 2007-го. Правительства Кипра, Греции, Испании, Португалии, Италии, Франции докладывают о дефиците бюджета, росте государственного долга и ухудшении рынка труда.

Положительной динамикой ВВП могут похвастать только несколько стран Восточной и Центральной Европы вроде Литвы, Латвии или Румынии. Причем эксперты не ждут выправления ситуации ранее 2014 года.

Все это заставляет местных жителей отстаивать свои права и бороться за рабочие места с помощью забастовок. Поэтому притоку трудовых эмигрантов правительства даже стабильных стран не радуются. Из-за обострения конфликтов на почве национальной ненависти, расцвета нелегального бизнеса, роста преступности, в Германии и США серьезно обсуждается вопрос об ужесточении въездного режима.

Конечно, все это не касается инвесторов. Эмигрантов, на банковских счетах которых сотни тысяч или миллионы долларов, принимают с распростертыми объятиями: так, в Латвии при покупке недвижимости от 3 миллионов рублей «прилагается» вид на жительство. Похожей политики придерживаются европейские страны и по отношению к бизнес-эмигрантам. Правда, примерно через два года придется доказывать разным ведомствам, что созданный вами бизнес действительно нужен стране.

Эмигранты из Хорватии, Германии и Италии говорят, что найти нишу для создания бизнеса за пределами консалтингового, риэлтерского и сферы услуг в целом стало тяжелее. Поэтому, единственный вариант заняться производственным бизнесом в Евросоюзе — это купить уже действующее предприятие.

На фоне обострения проблем в развитых странах всего лишь за год Азия для россиян превратилась из места для отдыха в регион, где можно создать неплохой бизнес.

Азиатские государства, в отличие от американских и европейских, избавляют бизнес-эмигрантов от необходимости доказывать свое право на пребывание в стране.

В ежегодном рейтинге лучших стран для бизнес-эмиграции в 2013 году государства Европы заняли двадцать четыре позиции, Южной и Северной Америки — пять, а Азии — семнадцать. И если год назад в первой десятке присутствовало только три азиатские страны, то сейчас — пять.

Китай, абсолютный победитель рейтинга, оторвался от ближайшего преследователя, Германии, на десять пунктов индекса. В сравнении с прошлым годом Поднебесная улучшила свой итоговый показатель привлекательности на 82% — за счет увеличения внутреннего спроса, снижения налоговой нагрузки и уровня госдолга.

Общая налоговая ставка на прибыль в странах Азии несущественно отличается от среднеевропейской, а количество процедур, необходимых для запуска бизнеса, совсем не в пользу востока. Но правительства Азии уже взяли курс на упрощение и облегчение законодательных норм и развитие экономики, с уклоном на внутреннее потребление.

У бизнеса в Азии есть еще один большой плюс: здесь, мы практически нет таких чудесных вещей, как пробки, бытовые проблемы, сложности законодательства и так далее. Представьте себе зеленый микрорайон Москвы, с прекрасным климатом, чистым воздухом, а цены на все вдвое ниже.

Все эмигранты признают, что вся Юго-Восточная Азия — это прекрасная площадка для запуска, как локальных интернет-проектов, так и для глобальной экспансии.

Впрочем, русские эмигранты в Азии занимаются не только интернет-бизнесом. Так, во Вьетнаме наша соотечественница запустила производство композитной арматуры, в Камбодже россиянин занялся продуктовым бизнесом.

В 2013 году несколько стран запустили особые программы для стартаперов-иностранцев.

Так, с апреля в Бразилии начала работать программа по поддержке местных и иностранных стартапов. Все отобранные стартапы попадают в один из девяти бизнес-акселераторов, всего же правительство южноамериканской страны инвестирует в эту инициативу 78 миллионов долларов. Причем примерно четверть участников этой программы могут быть иностранными, им также будет оказана помощь в получении визы.

В Чили уже действует программа для стартапов с высоким потенциалом роста и планами покорить мир. Эта программа дает право получить полугодовую визу, 40 тысяч долларов инвестиций от государства и другую помощь.